Кистенев Андрей

блог предпринимателя

9

Интернет-магазин: один или несколько? (часть 1)

Давно ничего не писал по специфике интернет-магазинов. Но на днях в клубе интернет-магазинщиков была поднята любопытная тема. Есть интернет-магазин. И у владельца есть желание часть ассортимента вынести в самостоятельный нишевый проект. Таким образом получить несколько интернет-магазинов с пересекающимся ассортиментом и одним физическим складом. Ну и собственно интересуют варианты технической реализации.

Увидев тему, я понял что перед владельцем стоит ровно та же задача, которую мы решали несколько лет назад для магазинов Toys-espress.ru (магазин игрушек, ассортимент несколько тысяч позиций), Constructor-online.ru (монобрендовый магазин конструкторов Lego), Darling-Toy.ru (магазин мягких игрушек). Причем все магазины имеют абсолютно разные движки (Битрикс, пхпшоп, самописный). Поэтому мне есть, что рассказать на эту тему.

В данном посте опишу как это сделано у нас. Вообще же целесообразность построения такой системы сайтов, плюсы и минусы – это тема отдельного поста. И я постараюсь изложить свои мысли на этот счет в одном из следующих постов.

А пока к технической стороне.

Как построено это у нас.

Есть база 1С. За основу была взята 8.1 конфигурация Управление торговлей 10.3. Но по мере работы было очень много написано своего, фактически от 1С мы используем функции «движка», основные справочники (Номенклатура, Покупатели) и отчеты. Функционал заказов существенно доработан, настроены различного рода интеграции с разными нашими сайтами и с поставщиками.

В момент загрузки заказа в базу, если товар есть на складе, он резервируется. Если товара нет на складе, то система помечает такой заказ как «Под заказ» и определяет поставщиков, у которых нужно заказать данные позиции. В случае если товара не оказывается ни у нас, ни у поставщиков, то заказ отмечается отдельным статусом. Далее с любой периодичностью можно формировать заказы поставщикам на основе поступивших заказов от клиентов.

Из базы на сайты выгружаются: статусы заказов, номенклатура, остатки, цены (для каждого сайта можно выгружать несколько цен). А в базу 1С загружаются: заказы, покупатели и подписчики. Механизм синхронизации един для всех сайтов и дописан для каждого движка отдельно (происходит через формат xml). То есть по сути какой использовать движок не важно. Имея под рукой специалиста по движку вашего сайта, Вы всегда сможете доработать процедуры обмена данными.

Еще есть очень много всего интересного в нашей 1С. Например, загрузка цен конкурентов к нам в базу и корректировка наших цен, синхронизация с

Mailchimp для выгрузки туда информации о подписчиках и их покупках. Ежедневно подгружаем в базу остатки поставщиков (они числятся в системе на «виртуальном» складе). Если поставщик остатки не дает, а только прайс, тогда подгружаем прайс. И напротив каждой колонки прайса ставим «Оценочное количество». По некоторым крупным поставщикам это может быть 10-20 штук, по мелким или ненадежным по 1 шт. Эти количества также записываются на виртуальный склад.

Почему выбрали 1С как учетную систему?

Обычно я на этот вопрос отвечаю «исторически сложилось». Но выбор тем не менее осознанный. Если говорить о выборе именно учетной системы – то по соотношению цена/качества просто нет ничего лучшего.

Microsoft Dynamics (бывший Navision) – сильно дороже, а положа руку на сердце каких-то значительных преимуществ для небольших компаний не дает. Можно найти конечно что-то подешевле типа ТЦУ, но по качеству будет сильно хуже. Да и специалистов по 1С намного больше и они относительно не дороги.

Поэтому если говорить о выборе учетной системы – то вообщем-то и выбора нет никакого. Только 1С. Другое дело если выбирать между учетной системой и ее отсутствием. Вот тут начинаются варианты. Довольно много интернет-магазинов ведут весь учет в CMS самого магазина и им вообще не очевидна необходимость какой-то там учетной системы.

Мое мнение по данному вопросу все же: лучше использовать 1С. Почему? Потому-что у CMS и у учетной системы совершенно разные задачи. Например, мне не известны CMS, которые позволяют определить себестоимость проданных товаров. А если я еще хочу узнать себестоимость по LIFO или FIFO? А в 1С уже запрограммированы все стандартные учетные процедуры, сделаны все необходимые для анализа отчеты. Есть возможность проводить анализ деятельности в разрезе различных аналитических измерений, считать прибыль наконец. Есть стандартная интеграция с торговым и складским оборудованием, заложены бизнес-процессы склада, инвентаризация, работа с поставщиками и прочее-прочее-прочее. В CMS – этого всего нет. Можно доработать, допилить? Конечно! Только зачем тратить силы, изобретать велосипед, если уже есть все готовое, используемое тысячами предприятий?

А почему не взять какой-нибудь облачный сервис типа МойСклад?

Вполне вероятно что и можно взять. В то время, когда мы это все делали никакого МоегоСклада еще не было, ну или я о нем ничего не знал. С чужих слов – МойСклад – это та же 1С, только продаваемая по модели Saas. Сам лично не работал. Но тут очевидно надо взвешивать плюсы и минусы своего решения использовать Облако. Облако можно начать использовать быстрей, это проще и дешевле. Но намного менее гибко. Вот и весь выбор. Поэтому часто такие решения используют для быстрого старта, а когда вырастают, уже создают свои добротные информационные системы.

А это вообще дорогое удовольствие 1С? И сколько стоит, например, интеграция сайта и 1С?

Мое мнение, разработка в 1С довольно бюджетное занятие. Обычно специалисты берут от 300 до 2000 руб в час в зависимости от квалификации и объема работ. Конечная стоимость интеграции с сайтом будет очень сильно зависеть от технического задания. Но как мне видится, данную задачу можно решить за 10-15 тыс рублей. Но повторюсь, мне трудно оценить стоимость конкретной задачи у компаний-подрядчиков, так как мы 1С дорабатываем постоянно и много, поэтому у нас специалисты уже штатные. А когда делали описанный выше функционал это все равно была постоянная работа специалиста на какое-то довольно большое количество часов в месяц.

Использование 1С приводит к заметному лагу в синхронизации остатков с сайтами?

Да, в той схеме, что мы используем, определенный лаг все же есть. При наших объемах он совсем не критичен. Более того, можно сделать так, что он будет вообще минимальным, но это технически уже реализуется несколько сложней. Как у нас сейчас: В момент заказа, количество уменьшается на сайте, на котором сделан заказ. Но понятно в 1С и на остальных сайтах оно пока не изменилось. Раз в 5 минут заказы загружаются в 1С (в этот момент количество поменялось в 1С). И раз в 30 минут остатки из 1С выгружаются на все сайты, перетирая значения остатков которые есть на сайте. То есть фактически лаг довольно большой. Но повторюсь – при наших объемах он практически незаметен.

Как избавиться от лага? Заказ отправлять в 1С сразу после создания, а не раз в пять минут, и выгрузку остатков делать сразу после регистрации нового заказа в 1С, но в этом случае выгружать надо не всю номенклатуру, а только ту часть, которая была в заказе. А полную синхронизацию делать уже раз в какой-то период времени.

Где в результате идет работа с контентом товаров? в админке магазинов или в базе 1с?

Мы с контентом работаем непосредственно на сайте. Но вообще можно сделать выгрузку контента из 1С (вплоть до фотографий). Можно сделать выгрузку разного контента на разные сайты, но естественно придется дорабатывать эти функции самостоятельно. Правда с фотограф могут быть сложности. Они весят сравнительно много, чтобы часто их гонять из 1С на сайты.

9 комментариев: Интернет-магазин: один или несколько? (часть 1)

  1. Глеб говорит:

    Спасибо, очень и интересная и актуальная для нас статья. Хотелось бы задать пару вопросов:
    1. Где операторы работают с заказами, в 1с или CMS и почему?
    2. Существует ли у вас связка 1с УТ с 1с бухгалтерией и как она реализована?
    Спасибо.

    • akistenev говорит:

      Глеб, смотрите какая ситуация.
      1. Операторы работают с заказами в 1С. Это в том числе был один из поводов строить такую систему. Потому-что работать с заказами в нескольких админках очень неудобно и очень неудобно контролировать работу операторов в этом случае.
      Если же у Вас все заказы в одном месте, то все намного проще. Более того, в данном случае Вы сразу можете получать отчеты, сколько заказов с какого сайта поступило
      по каким товарным группам.
      2. Нет, с бухгалтерией связки нет, так как бухгалтерия магазина на аутсорсе. И мы просто передаем туда инфомацию о первичных документах, а аутсорсеры уже сами вносят данные и делают необходимые документы. Что касается управленческих целей, то управленческий учет у нас находится в этой же конфигурации. Но там опять же довольно много именно наших разработок, а не стандартного функционала 1С.

  2. Сергей говорит:

    Спасибо за статью!
    Есть вопрос по поводу создания сразу нескольких сайтов. У поисковых систем есть такое понятие как » дублирующие витрины» в этом случае один из сайтов может попасть под фильтр. Как вы решили эту проблему.
    Есть опыт в решении этой проблемы?

    • akistenev говорит:

      Я подробно хотел написать об этом во второй части, где бы взвесил плюсы и минусы нескольких магазинов. Очевидно, если сайты аффилированы и это известно поисковой системе (а рано или поздно ей станет об этом известно), то в результатах выдачи будет только один из ваших проектов по каждому ключевому слову. Поэтому делать вторую витрину – чтобы только занять несколько строк в выдаче – смысла нет. В Яндекс.Маркет тоже примут только один Ваш проект. В директ можно добавить оба, но есть риск, что будете конкурировать сами с собой, тем самым повышая ставки за клик. Так что тут только минусы. А плюсы. Плюсы тоже есть но они в другой послокости. Будет время я подробно про это напишу.

  3. Dasha говорит:

    Приятно читать).

  4. Валетин говорит:

    Спасибо Андрей, очень понравилась Ваша статья. Могли бы Вы рассказать поподробнее, какая схема работы у Вас с поставщиками ( в техническом плане)? Есть ли у Вас собственные склады или Вы выступаете в качестве торговой площадки?
    Заранее спасибо!

  5. Петр говорит:

    Андрей подскажите а контролируете ли вы финансовый результат предприятия прямо в УТ и как вам это удается без подключенной Бухии 1С ? Спасибо

  6. Дмитрий говорит:

    Отлично. буду ждать

  7. влад говорит:

    в Мадженто можно несколько витрин из одной установки развернуть.
    Ворпрос 1 с интегрирован с службами доставки?
    Как происходят уведомления и переписка с покупателями?

Добавить комментарий для влад Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>