Кистенев Андрей

блог предпринимателя

Ключ

Ключевая компетенция организации (англ. Core competency) — компетенция, обеспечивающая конкурентное преимущество. Wikipedia

 

Перед майскими праздниками к нам приходили умные ребята с презентацией специализированной учетной системы для курьерских компаний. Со слов представителей разработчика их софт используют более 100 компаний, среди которых есть наши прямые конкуренты, работающие на рынке доставки для e-Commerce компаний.

Посмотрели софт. В целом довольно неплохое решение.  Местами лучше, чем наша собственная разработка. Но мы не будем ее покупать и на нее переходить.

Почему я решил написать про это? Потому что логика принятия решения в данном случае может быть применена во всех случаях, когда встает вопрос: «Отдавать что-либо на аутсорсинг или делать самим?»

Итак, возвращаясь к примеру. В предлагаемой программе автоматизировано довольно большое количество бизнес-процессов, которые есть у нас.  Какие-то наши процессы, конечно, отсутствуют. Или  они заложены в программу в другом виде, нежели у нас. Но это, казалось бы, не  проблема. При внедрении, можно либо процессы настроить под программу, либо наоборот. Все зависит от того, какой процесс лучше – предусмотренный разработчиками или тот, который придумали мы.

Интерфейс в некоторых местах продуман лучше, чем у нас, больше  настроек. Оно и понятно, компания разрабатывает продукт на продажу, а мы пишем для себя и под себя, крепко не переживая по поводу удобства интерфейса. Нам важно, чтобы решало поставленную задачу, и было реализовано как можно быстрей.

Так почему же, наш ответ «НЕТ»?

Все очень просто. Я руководствуюсь принципом: «На аутсорсинг нельзя отдавать ключевую компетенцию, нельзя отдавать то, что отгораживает вас от конкурентов, позволяет выделиться. Нельзя отдавать  источник успеха». А нашу информационную систему и наш подход к ее разработке – я как раз рассматриваю как одно из наших преимуществ, как одну из наших ключевых компетенций. Поэтому как бы хорош не был сторонний продукт, мы на него не сможем перейти. Единственное, чем нам может быть полезен готовый софт, так это какими-то идеями, которые мы возьмем оттуда и внедрим у себя.

Проиллюстрирую этот принцип другими примерами. Предположим, вы владелец интернет-магазина и хотите принять решение: разрабатывать свою CMS или взять готовое решение или вообще использовать SAAS-сервис?

Нужно обратиться к стратегии и определить, что будет (или является уже) источником вашего успеха, вашей ключевой компетенцией. Если Вы считаете, что Ваша ключевая компетенция будет состоять в необычном сайте со встроенной аналитикой или интеллектуальным поиском – то да, Вам нужно делать свое решение. Если же ваш источник успеха – это выбор товарной ниши, доступ к уникальному ассортименту товара, то тогда вам совсем не обязательно разрабатывать особую CMS, вы вполне можете работать на том движке, который используют тысячи других магазинов. Вы от них отстроитесь ассортиментом. Или Ваш источник успеха – это умение создавать уникальный контент, строить сообщества, а продажи – это способ монетизации данного навыка, то тогда Вам вполне подойдет и saas-сервис для быстрого запуска и простой поддержки. А ваша аудитория – это ваши подписчики в социальных сетях или видео-хостингах.

В описанном примере совершенно разные решения подходят разным магазинам. И если смотреть поверхностно, то может показаться, что нет универсального подхода. Но  он есть: «Определите ваш источник успеха и защищайте его. Все остальное можно отдавать подрядчикам».

Другой пример. Строить свою курьерскую службу или передать заказы в службу доставки.

Если условия доставки – ваш козырь и являются тем, что отличает вас от конкурентов, то да – строить свою. Иначе – отдавать на аутсорсинг и концентрироваться на ключевой компетенции. Примеры, как можно отгородиться от других магазинов, используя необычные условия доставки:

  • доставка за 1(3) час(а) с момента заказа
  • сборка или инсталляция доставленного товара сразу после доставки
  • консультация или демонстрации товара покупателю определенным образом
  • выполнение какого-то другого сценария курьером во время доставки.

Разумеется, речь идет про доставку по городу присутствия магазина. Организовать собственную доставку по всей России (даже только последнюю милю), под силу совсем небольшому числу интернет-магазинов. В этом случае альтернатив нет.

Возвращаясь к примеру с софтом, который мы так и не купили. Если бы я увидел этот софт 2 года назад, в момент запуска нашей службы, то купить данный продукт было бы хорошим решением. И вероятно я так и сделал бы. Это позволило бы нам воспользоваться чужим опытом, который накапливался компанией годами, работая с разными службами доставки, и дорабатывая софт под их требования. Нам не нужно было бы изобретать заново многие вещи.

На старте – это могло быть хорошим ходом. Поработать с универсальной программой, а потом уже сделать свою программу, учитывая полученный опыт и знания. А ключевая компетенция на старте обычно у всех одна – максимальная гибкость к клиенту. Правда тут бы она была ограничена процессами, заложенными в софт. И это тоже отчасти минус. Пришлось бы дополнительно думать над тем, как выделяться и отличаться.

Но сейчас, когда у нас автоматизировано процессов больше, чем у них. Когда многие наши наработки уникальны, перейти на софт, который используют другие компании – означало бы стереть эти различия между нами, понизить нашу гибкость, уничтожить один из источников нашего успеха. Что, как мне видится, было бы ошибкой.

Остался еще один момент, который я хотел бы тут затронуть. Мы определили свои ключи к успеху. Верно ли, что все остальное я могу отдать подрядчикам? Не всегда. Нужно помнить, что отдавая что-то на аутсорсинг, вы отдаете часть своего бизнеса другой компании, становитесь зависимыми. А что случится, если завтра этой компании не станет? Вы потеряете бизнес? Или вы сможете быстро переориентироваться на другого подрядчика?

Другими словами, это вопрос безопасности бизнеса.

Всегда нужно следить за тем, насколько важен тот процесс, который вы отдаете кому-то, для вашего бизнеса, какой он дает вклад в общий успех? И какие у вас запасные варианты, если завтра что-то случится с подрядчиком. Насколько быстро и с какими потерями Вы сможете переориентироваться. Если запасные варианты есть, а потери в случае проблем с подрядчиком не фатальны, то да смело можно эту работу кому-то перепоручить. Если вариантов мало и/или потери велики, то тут риски возрастают и нужно здраво оценить ситуацию. Возможно стоит оставить этот процесс у себя в компании.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>